Король и Шут

Статьи Интервью

« вернуться к списку

Рецензия на песню "Прыгну со Скалы"
09.09.2008

Король и Шут - Прыгну со скалы

 С головы сорвал ветер мой колпак,
Я хотел Любви, но вышло всё не так.
Знаю я: ничего в жизни не вернуть,
И теперь у меня один лишь только путь.

Припев: Разбежавшись, прыгну со скалы,
Вот я был - и вот меня не стало,
И когда об этом вдруг узнаешь ты,
Тогда поймёшь, кого ты потеряла

 Быть таким, как все, с детства не умел,
Видимо таков в жизни мой удел,
А она...да что она - вечно мне лгала,
И меня никогда понять бы не смогла

Припев: Разбежавшись, прыгну со скалы,
Вот я был - и вот меня не стало,
И когда об этом вдруг узнаешь ты,
Тогда поймёшь, кого ты потеряла

 Гордо скинув плащ, вдаль направлю взор,
Может она ждёт? Вряд ли, это вздор.
И издав дикий крик, камнем брошусь вниз,
Это моей жизни заключительный каприз.

Припев: Разбежавшись, прыгну со скалы,
Вот я был, и вот меня не стало.
И тогда себя возненавидишь ты,
Лишь осознав, кого ты потеряла...кого ты потеряла...кого ты потеряла

    В 2000-м году любителям русского рока от «Нашего радио» было из чего выбирать. Стартовали два проекта, которые, по существу, заложили фундамент нашего рокапопса - саундтрек к «Брату-2» и «Кинопробы». Песни быстро стали модными, занимали верхние строчки хит-парадов. «Би-2», «Чичерина», «Смысловые галлюцинации» - все эти группы заявили о себе именно тогда. Между тем не теряли время и старые поп-рок-коллективы - «Сплин», «Мумий Тролль», Земфира. «Песней о том, как повезло невесте по ушам мне ездили раз эдак двести, да ещё какая-то ЗемфирА трахает мне мозги с ночи до утра», - пел Шнур, кстати, заявивший о себе тоже в 2000-м.
    Спору нет, песни вышеперечисленных исполнителе стали хитами, обрели верных слушателей. Но лучшей песней 2000-го слушатель «Нашего радио» выбрал творение к тому времени стремительно набиравшей популярность группы «Король и Шут» «Прыгну со скалы». Изданный тогда справочник «Весь русский рок» сообщал о ней: «Количество поклонников неуклонно возрастает». «Прыгну со скалы» во многом этому способствовала: она, как и весь «Акустический альбом», смогла расширить аудиторию группы, вовлечь в неё тех, кто отвергал эстетику прежних панковских страшилок. Зато ревнители устоев панк-рока, услышав эту песню, презрительно морщатся - мол, попса это. Впрочем, эти товарищи всегда смотрели на «Король и Шут», так что «Прыгну со скалы» всего лишь стала ещё одним доводов «тру-панков» на тему «КиШ - попса».
    Если верить авторизованной истории группы «Король и Шут», вышедшей в издательстве «Амфора», история создания «Акустического альбома» весьма интересна. Суть такова: Горшок в момент создания альбома находился в больнице по стандартным для панка причинам. В дело вмешался Князь, реализовавшийся по максимуму (собственно, когда он записывал свой сольник, то говорил, что это будет продолжение «Акустического альбома»). Горшок, узнавший из больницы, к чему дело идёт, пришёл в ужас: что это за детские песни (тоже за панк-традицию ратовал человек). Но выбирать не приходилось.
    Потому что песня-то пошла в народ, без неё трудно было представить концерт «Короля и Шута». Вот уже и во дворах поют: «Разбежавшись, прыгну со скалы». Но вот что интересно: возьмите как-нибудь песенник с этим шедевром. Обнаружится страшное: сам по себе текст не привлекает внимания никакого, пропадает в веренице иных песенок. Какое тут «Наше радио»? Дай Бог на школьной дискотеке засветиться. Слушатели вышеупомянутой радиостанции - народ в общем-то неглупый, хотя Михаил Козырев сокрушался, что обыдление аудитории началось с того момента, когда в ротацию попали творения развесёлых панков - «Наива», «Тараканов!» и, собственно говоря, «Короля и Шута». Ну это, что называется, дело хозяйское.
    Однако, в чём секрет популярности песни? Ответ прост: в умении органично соединять слова с музыкой. Плюс исполнение - в артистизме лидерам группы не откажешь, это их сильная черта. Ведь восприятие слушателями - штука тонкая, важно не только что поётся, но и каким образом. Необычность, оригинальность - вот что ценится любителями русского рока, осознающими свою уникальность относительно общества и требующими такого от своих кумиров. Во многом за счёт этого и поднимались все те, которые становятся рок-звёздами. Рок-потребителю надо понравиться, заинтересовать его. У «Короля и Шута» так получалось часто, сейчас уже реже. Что же группа показала на свет Божий в 2000-м?
    ...Слушатель «Нашего радио» ловит свою любимую радиостанцию. Находит её, слышит название песни, с которой ранее не был знаком. Никакого вступления - это уже удивляет. «С головы сорвал... ветер...мой колпак»... Князь делится своими переживаниями неохотно, делает многочисленные паузы, что придаёт песне исповедальность. Ассоциации пошли - некий далекий край, где свищет вольный ветер, где нам не быть никогда - это уж точно. И почему - «колпак», не шляпа какая-нибудь? Шутовской колпак, видимо - название группы указывает на это. Мол, шутки кончились, персонаж Князя уже не тот весельчак, который был в прошлых песнях (достаточно вспомнить «Лесных разбойников», «Про Ивана»), но видит Бог, чувствуется, что не по своей воле он стал таким. С трудом, но выкладывает слушателю всю правду-матку. Хотя «всю» - это вряд ли, мы всё равно понимаем, что самые сильные переживания так и останутся в душе - чтобы её мучить.
    Исповедь продолжается: «Я хотел Любви...но вышло...всё не так». Всё банально и просто на самом деле, её с лёгкостью можно представить в какой-нибудь попсовой песенке для тинэйджеров. Тут всё зависит от исполнения - то, что «Блестящие» или ВИА «Гра» промурлыкают небрежно, Князь произнесёт с оттенком трагизма. Это и понятно вообще-то: героини песен вышеперечисленных групп влюбляются раз по тридцать в день. В мире «Короля и Шута» больше убивают, конечно, и если в этом краю оказывается любовь, то обязательно с оттенком трагизма. Но без надрыва, как в мире какой-нибудь эмо-группы («Прыгну со скалы», кстати, вполне подходит под эмо-стилистику, только представьте себе - исход тот же, суицид просматривается). Драматизм простоты - согласитесь, эту строчку готов произнести практически любой, потерпевший неудачу на любовном поприще. Подростки, слушающие FM-радио, вообще сталкивались с проблемами подобного рода раз 5-7 за год (бывает и такое). Вот и голосовали за близкую их сердцу песню.
    «Знаю я - ничего в жизни не вернуть, и теперь у меня один лишь только путь». Какой? Уж точно не воевать за свободу Греции, что было популярно в эпоху романтизма. Все гораздо проще - умереть. Тем, кто страдает от неразделённой любви, суицид порой становится близок, в нём видят спасение десятки тысяч людей (и оно к ним приходит довольно часто). И ведь говорят им, что не стоит он (она) тебя нисколечко, ты найдёшь и лучше... Куда там! Травятся таблетками, прыгают с 9-го этажа, стреляются, вешаются, пишут перед этим трогательные записки: «Простите меня за всё», мол, я любил(а) одну (одного) тебя, а тебе, суке, всё нипочём. Какую смерть выбирает персонаж песни?
    Энергичный скрипичный проигрыш - пошёл припев. «Разбежавшись, прыгну со скалы»...Строчку эту потом будет горланить интеллигентная и не очень молодёжь, её будут писать на стенах. Меж тем голос Князя меняется, он выкрикивает заветные слова, выбирая себе смерть. Знатоки творчества группы легко могут вспомнить песню «Любовь и пропеллер»: «И с утёса вниз парень полетел». Разница, однако, есть - в той песне персонаж всё-таки надеется остаться живым, чего не скажешь о герое «Прыгну со скалы». Однако интересно, почему же именно такая смерть? Ответ один - небанальность. Лирический герой хочет казаться неординарным, сложным человеком, который стремится даже в такой ситуации показать себя.
    Ибо вешаются миллионы, травятся примерно столько же, стреляются, режут вены... таких много. Прыгают...да, но обычно с крыши дома, или с моста, а вот со скалы - нечасто, очень нечасто. Скала - это территория пограничная, с одной стороны - берег, земля, а с другой - вода, бушующее море. Когда герой стремится уйти на тот свет таким способом, он словно хочет сказать следующее: мне нечего делать здесь, на земле, я приношу себя в жертву Морю. Романтично, красиво, может вновь привлечь внимание наивных тинэйджеров. Стремление к экзотизации места (некая волшебная страна) или персонажа (от охотника-оборотня до троллей и хоббитов) - фирменный знак «Короля и Шута», без него группа уже не та. Хочется яркости, необычности в песнях? Пожалуйста, вы получите.
    «Вот я был - и вот меня не стало». Просто и ясно, ничего ни убавить, ни прибавить. Возникает вопрос: а действительно ли самоубийце нужно исключать себя из этой жизни? Думается, если бы у него была возможность имитации самоубийства (как в «Любви и пропеллере»), он бы воспользовался ею без проблем. Самоубийца, как это ни странно, при всём своём «я никому не нужен» дорожит жизнью, уникальностью своей личности. Иначе - зачем посмертные записки? Если бы он и впрямь думал, что так никчёмен, то ушёл бы из жизни тихо, ни привлекая к себе внимания. Безусловно, кто-то так и делает, но любители умирать незаметно погоды не делают. Суицид - это попытка изменить мир в каких-то частностях.
    Точно, не стоит забывать о мечтах лирического героя: «И когда об этом вдруг узнаешь ты, тогда поймёшь, кого ты потеряла». Абсолютная уверенность в том, что удастся надавить «на жалость», на сострадание, и в то же время желание показать себя, доказать, что он выше смерти. Мол, ты не полюбила меня, ладно, я встану на твою сторону и уничтожу себя, такого слабого и ничтожного. Когда ты будешь проливать слёзы, я воскресну, возрожусь и стану лучше. Каждый самоубийца, кажется, мечтает о том, чтобы, уйдя на тот свет, иметь возможность вернуться, а пока побыть сторонним наблюдателем, смотреть, как по нему скорбят те, кто когда-то его унижал. Небезынтересная позиция, надо отметить.
    Второй куплет шикарен. «Быть таким как все... с детства...не умел». Слушатель «Нашего радио» улыбается, думает: «О, это про меня». «Не такой, как все» - мало кто понимает, что под это определение легко подходит бомж, наркоман, пьянь подзаборная. Нет, каждый норовит себя подписать под Личность, которая в силу своего ума, таланта, тонкой душевной организации не находит себе места в этом мире. На самом деле, это очень удобная стратегия, ничего от человека не требующая, кроме небольшого изменения отношения к себе. Подумать только: ты несчастен не потому, что чего-то сам не смог или не сумел, а потому что ты просто Иной, которому непонятны законы этого мира - мира бездарей, которые ничего, кроме своего убогого мирка не видят. А ты всё-равно выше этого быдла, что бы оно о тебе не думало. Как оно ещё смеет лезть со своими требованиями, пускай, пардон, ссать в подъезде отучится.
    «Видимо такой...в жизни мой удел». Горе от ума? Похоже на то. Изменить что-то? А зачем? Предрешено уже Там, на небесах или ещё где-то - я вне этого общества. Хотя есть какие-то сомнения (на что указывает многозначительное «видимо»), однако чувствуется, что героя это вполне устраивает. Даёт всё равно некоторую поддержку, определяет место в этом мире - не самое плохое, кстати. Общество сперва отвергает Личностей, а потом гордится самим фактом того, что этот великий человек был рядом с нами. Есть место и покаянию - фальшивому, конечно, но со временем оно станет искренним. Уже внуки гонителей будут проклинать своих предков - не понимали, идиоты, на кого руку поднимали, кого травили, палачи. Вот ради такого финала можно и пострадать - примерно такая же логика, как и у самоубийц.
    Дальше - интересней. Наш страдалец, как на духу, выкладывает причину всех бед и несчастий: «А она...да что она...вечно мне лгала»...Ищите женщину, что называется, вспомнились строки из одной песни раннего КиШа: «От женщин кругом голова - влюбись, хлопот не оберёшься». Тот персонаж был адептом здравого цинизма, нынешний же страдает, переполняя душу свою трагизмом. Он обвиняет её, а себя всё-таки пытается оправдать: мол, я её любил, считал идеалом, а она оказалась дрянью, стервой и тому подобное (перечень можно продолжить, он зависит от накала страстей и словарного запаса). И ещё это «вечно» - отрицание всего, что связано с былой возлюбленной, просто поражает, прямолинейность заставляет обратить на себя внимание. Стыдно же всё равно - любить ту, которая пудрила мозг весьма умело. Итог ясен - смерть.
    Второй куплет завершается утверждением: «И меня никогда понять бы не смогла». Здесь мы видим всё то же напоминание о том, что герой - сложная, неповторимая личность, возможно, не лишённая недостатков, но в любом случае гораздо значительней тех, кто её окружает, в том числе, разумеется, и её роковой любви. Так ли это на самом деле - сказать трудно, фанаты «Короля и Шута» скажут «да», циники возразят: «Это всего лишь придурок с завышенной самооценкой, меняться ему надо. Что он вообще сделал, чтобы она смогла его понять и полюбить». Лично мне окончательный вывод сделать трудно, но всё-таки к герою песни отношусь скорее с сочувствием, чем с презрением. Хотя по большому счёту любит он себя - и никого другого.
    Третий куплет - завершающий. Последние мысли всегда кажутся самыми важными, ведь после них - Пустота, смерть. В этом-то и сила предсмертных записок. Что же оставил на прощанье наш герой, успешно прыгнувший со скалы? «Гордо скинув плащ, вдаль направлю взор». Старославянизм «взор» в сочетании с «гордо» показывают нам явно непростого человека, готового биться до последнего. Но сейчас он спокойно смотрит в глаза смерти, уходит в мир иной так, как подобает герою - с высоко поднятой головой. Хотя есть в этом жесте изрядная доля самолюбования - тут уж никуда не деться. Персонажу песни всё равно надо показать себя в выгодном свете, доказать, что самоубийство - это вовсе не удел слабых.
    «Может она ждёт? Вряд ли, это вздор»... Последняя надежда появляется и тут же исчезает, уступая место сомнению. Вспоминается Лермонтов, «Завещание»: «Пускай она поплачет, ей ничего не значит». Желание заставить бессердечную возлюбленную близко и персонажу песни, и герою стихотворения. Убедить в том «кого ты потеряла» - здесь есть что-то небанальное. Пока что иные средства не помогли, отметается всякая возможность того, что бессердечная, но очаровательная фурия всё-таки сменит гнев на милость: «Вряд ли, это вздор». «Ну ничего, мол, я заставлю тебя горевать. Ты слишком высокого мнения о себе, детка, и слишком низкого обо мне. Придёт время, и ты узнаешь, насколько была неправа, отвергая меня», - такие мысли у нашего героя.
    Наконец, финал этой драмы, преизрядно затянувшейся: «И издав дикий крик, камнем брошусь вниз, это в моей жизни заключительный каприз». Ключевое слово «каприз», иначе говоря, прихоть. Мол, никто меня до такого исхода не доводил, сам захотел на тот свет отправиться. Убеждает наш герой себя, что всё в порядке. Видимо, прослышал он, что суицид вообще-то - удел слабаков, тем более из-за бабы. А кто хочет добровольно признаваться в слабости своей? Желающих мало, и персонаж песни к таковым и подавно не относится. Он всё-таки не такой, как все, к людишкам с дешёвыми страстями причислять себя не хочет. Поэтому и говорит: «Заключительный каприз». Он свободен, делает свой выбор сам, не от кого не завися.
    Последние строчки припева меняются, указывая тем самым на цель этого «каприза»: «И тогда себя возненавидишь ты, лишь осознав, кого ты потеряла». Вот где соединяются любовь и ненависть, вот она - та Цель, которая сильнее жизни. Иллюзия? Утопия? Возможно ли заставить возлюбленную обратить на себя внимание ценой смерти? Оно понятно, что было бы гораздо лучше, если бы всё завершилось так, как в песне «Любовь и пропеллер»: «И в тот самый миг юноша возник». Не получилось, всё равно смерть должна быть значимой. Если бы наш герой воскрес, и увидел, как Она веселится с негром, он бы и прыгать не стал.
    Вот такая история. Хитросплетений сюжета не ищите, их здесь просто нет: он её любил, она его - нет, он в отчаянии покончил жизнь самоубийством. Сюжет не первой свежести, однако подан оригинально и необычно, без истерики, что вызывает уважение. «Прыгну со скалы» можно петь во дворах, можно под неё отрываться как на рок-фестивале, так и на дискотеке какой-нибудь. Как сейчас любят говорить, качественный продукт. Само собой, без этой песни «Короля и Шута» представить трудно. Вполне возможно, что это и есть Главная песня этой группы (хотя может быть, это и «Проклятый старый дом»).

Иван Стагис