Король и Шут

Статьи Интервью

« вернуться к списку

Интрервью в журнал "HOT 7", Минск.
10.02.2007

Журнал «НОТ7»
Текст интервью

-- По отзывам ваших поклонников в новом альбоме «Продавец кошмаров» КОРОЛЬ И ШУТ изменился, это так?
-- У нас есть основной костяк, он не меняется: два лидера вокалиста и генератора всех идей, создатели всей концепции группы. Измениться КИШ может только тогда, если мы наши стопы направим в разные сольные направления. А пока мы вместе, все будет двигаться концептуально «по-короляишутовски». В последнем альбоме мы вернулись к более классическому варианту КИШ, единственное, может быть, с современным звучанием. Я слышал такие мнения, что этот альбом больше связан с первоначальным КИШ. Все остальное можно воспринимать как эксперименты со звуком. Специфический альбом «Бунт на корабле» вообще в счет не идет. Он, конечно же, номерной, но он не показательный для нас. Многие путали, думали, что КИШ уходит в эти дебри, это не так. Конечно же, поскольку это новый альбом, там много нового. Но с точки зрения аранжировок можно об этом говорить. Я сейчас каких-то глобальных изменений не вижу. Я просто есть разные стадии нашего развития, и последний альбом, это то, что мы делали раньше. Может быть, есть прогресс в стихах...
-- Стало больше лирики, меньше страшилок, есть такое мнение..?
-- Они не очень внимательно слушали, те, кто так думает, На самом деле, может быть тут страшилки не связаны с какой-то конкретикой. Они связанны с раздвоением личности: человек идет топить свого двойника, а потом начинает думать, а вдруг он сам двойник, и он утопит самого себя. Или, например, охота маньяка за кем-то, кто изображает его же собственным почерком, а потом он вспоминает, что у него был учитель, и учитель в конце его мочит. Там тоже не все так просто. Это, наверное, дети свое мнение высказывали? Потому что для детей: оторвалась голова, значит страшно, а не оторвалась - не страшно.
-- Музыканты из Spitfire принимали незначительное участие в записи альбома или какие-то влияние оказали на музыкальную часть? Трубы не совсем вам характерны?
-- Spitfire была предоставлена болванка и текст. Им было интересно, какой текст они будут оформлять. Они музыканты - делали свое дело, а нам для то, чтобы концепция песни сохранилась концепция, пришлось их немного убавить. По поводу, труб, это смотря как на это посмотреть. У песни есть композиторская основа, это мелодия, а задача музыканта-аранжировщика и просто музыканта - сделать аранжировку в том стиле, который нужен. Когда мы с Горшком пишем композицию, либо он пишет, либо я, мы вместе никогда пишем, я уже приблизительно представляю, какая должна быть аранжировка. И мне нужно, чтобы было лучше, чем я представляю! Горшок иногда более конкретно видит себе то, что должно звучать, и он это требует от музыкантов. Практически я делаю тоже самое, но если мне предложат что-то интереснее, то я соглашаюсь с этим. А поскольку наши музыканты постоянно развиваются, и у них предложения все интереснее и интереснее, полезно согласиться иногда и с музыкантом, и дать возможность предложить свой вариант видения песни. Вот, скажем, Ренегат предложил очень много современных аранжировок. С его уходом сейчас в основном гитарные аранжиковки пали на плечи Якова. Сперва мы сомневались, но теперь видим, что Яков очень даже неплохо справляется со своей задачей.
-- Была отмечена композиция «Марионетки», в ней создано очень необычное для КИШ настроение..?
-- Есть концепция КИШ, которой мы следуем. Но мы ориентированы на большие площадки, нас интересуют стадионы, нас интересуют концерты с большим количеством людей. Потому что мы хотим свое творчество доносить до масс, хотим, чтобы это была мода, хотим дать бой попсе, хотим до хрена чего. И, в связи с этим, в той ситуации, в которой мы сейчас находимся, с тем опытом, который имеем, допускаем в альбом вещи, которые более доступна для масс. Не побоюсь этого слова - более попсовые композиции. «Марионетки» достаточно попсовая композиция, но в хорошем смысле. Попсовость это не значит плохо. Когда эта музыка построена на бабле и там нет души, нет сердца, вот это плохо. В данном случае, я имею в виду попсовость в хорошем смысле. У каждого коллектива есть попсовые композиции, все балуются. У Metallica, например, есть такая композиция «Whiskey», она взята из народного шотландского творчества. Чтобы привлечь как можно больше людей к альбому, нужно сделать композицию, которая действительно понравится всем, а потом они будут слушать все остальное. Таким образом, мы когда-то сделали акустический альбом, чтобы привлечь тот контингент людей к нашему творчеству, который так просто не станет слушать КИШ. Это, скажем так, легкая композиторская стратегия.
-- В альбоме есть скрытый трэк, там поет маленькая девочка..?
-- Это девочка Горшка. Моя еще не подросла, чтобы петь. А вот девочка Горшка поет во всю. Получилось это спонтанно, просто они пришли на студию, а мы как раз делали эту песню. Дело в том, что это был первый вариант песни. А потом мне что-то расхотелось такую концепцию нести, и в процессе студийной работы я воплотил в жизнь свою вторую задумку на эту песню - «Писатель Гудвин», и счел ее более успешной.
-- Как у вас складываются отношения с промоутерами, с теми от кого зависят ротации клипов на телеканала и песен в эфире, много проблем возникает?
-- Я на этот счет могу очень жестко сказать. Дело в том, что современный мир, современная музыкальная «телега» построена исключительно на попсовых взглядах, на коммерции и коррупции. Таким образом, любой правящий элемент в шоу-бизнесе интересуется не программой будущего развития с музыкальной точки зрения, а высыпанием в уши молодежи всякого разного, качественного и некачественного материала, только ради того, чтобы это приносило деньги. С этой точки зрения, они сочли, что рок-н-ролл им не выгоден, не имеет такого вала, те, кто слушают рок не такие богатенькие, как те, кто на попсу хотят, поэтому в рок вкладывать деньги не целесообразно. И его тупо пытаются загнать в андеграунд. А вот люди, которые любят эту музыку слушать, пусть ищут ее где угодно. Поэтому всегда идет борьба между роком и попсой, связанная с тем, что в попсе все куплено и продано. И если это не приносит денег, значит, это не имеет права на существование.
-- Есть «Наше радио», которое поддерживает ваш формат?
-- Это единственный свежий источник. Кроме «Нашего радио» - больше нет ничего. Либо переходи на попсовый формат и продавайся продюсеру, который будет заинтересован в зарабатывании денег. Либо - ничего. Другой схемы не существует. Самобытность, творческий потенциал, который хочется воплощать в том виде, в котором хочется, это все в понятиях шоу-бизнеса не канает. Канает только если на этом можно срубить бабки. Иначе сам выкручивайся либо твое место в андеграунде. Но мы на своем примере все эти стереотипы ломаем. Я знаю, что многие попсовые знаменитости неоднократно высказывали свое уважение к нам. Потому что, идя своим особым путем, мы никогда не подгибаемся не под какие системы. Но все равно ситуация достаточно удручающая. Вот клип сняли в Германии, а показать его негде. Хотя есть телеканалы не самые массовые, спутник, который не у всех идет, естественно, там это все будет показано.
-- Почему для съемок клипа выбрали именно песню «Ром»?
-- Дело в том, что тут мнения многих совпали. Она простая, доступная, наполовину танцевальная, наполовину драйвовая, мы подумали, что это самый актуальный вариант для клиповой версии. А сам клип снимали в Германии. Его задумка «заточена» под Новый год. Это наши поздравления всем с Новым годом. А уже что-то более концептуальное будем снимать в следующий раз.
-- На «Нашем радио» вы сделали специальную программу - подбирали музыку и комментировали ее. Как эта идея родилась?
-- Дело в том, что когда мы на «Наше радио» приезжаем с какой-то периодичностью, всегда записываем эту передачу. Выбираем из списка ту музыку, которая нам наиболее симпатична, комментируя каждую композицию. Это их «фишка», мы просто принимаем в ней участие. Они нам предложили под Новый год записать сказку «Морозко». Только сказка отличается от фильма. Другой сюжет: там нет бабы Яги, и в конце дочка мачехи приезжает не на свиньях, а ее привозит старик закостеневшую, Морозко ее «загасил». То есть, в нашем стиле сказка «Морозко» оказывается, без хэпи-энда. Мы с Горшком ее читали в эфире по ролям, они сделали музыкальное сопровождение, получилось как радиопостановка. Если бы мы не спонтанно это все писали, а подготовились, получилось бы все круче, а так «косячки» были: где-то Горшок засмеялся на втором плане, где-то слова в кучу пошли, а в целом все неплохо. И ребята с «Нашего радио» предложили нам записать целый ряд народных сказок и былины, которые существуют в нашем стиле. На «Нашем радио» появится передача «Вечерняя сказка от «КОРОЛЯ И ШУТА».
-- Для чего вы хотите доносить свое творчество до как можно большего количество людей?
-- Причин очень много. Первое это амбиции - просто так хочется. Мы с самого начала позиционировали себя как массовая группа, даже тогда, когда мы играли только в клубах. Мы уже собирали плоды нашей популярности, расспрашивали людей, выясняли все, что нам нужно по поводу того, что они думают о том, что мы делаем. У нас был целый процесс, когда мы просто допрашивали окружающих, принимая их комментарии. Потом хотелось уйти от понятия скучно жить. Массовость - это тусовка, это интерес, это есть стимул. Не хочется жить скучно, серо и монотонно, и не хочется спиваться. Есть наше дело, которое нами движет. И чем дальше это пойдет, тем круче будет. Еще один момент, постепенно начинаешь понимать, что у нас с рок-музыкой не так-то все и хорошо. Развивается всякая разная хрень и навязывается окружающим. И если не будет нас, то кто скажет людям, что не надо «хавать» все то, что дает радио и ТВ. То, что они навязывают, и МТV пытается внушить тинейджеру, что вот так круто жить, как живут американцы. Да они все там обурели уже от своих булок, коренные американцы все ожирели. Мы там были и это видели. Да, конечно многие люди там веселятся так, как нам и не снилось, и живут так, как нам и не снилось, но это не значит, что к этому нужно стремиться, у нас свой менталитет. Я сейчас начал понимать, что такое клип в  понимании современности. Клип - это торговая марка артиста. Я снимаю клип для того, чтобы на меня посмотрели и потом попасть на какую-то корпоративку, где мне хорошо забашляют. Ты вкладываешь свои денежки не зря. КИШ принципиально никогда не играет на корпоративных вечеринках и заказных концертах. Исключительно договорные концерты для народа. И это наш противовес всей этой системе. Рок должен быть честным. Попса это вранье. И тут вопрос в том: либо они навешают лапши на уши молодежи и они будут ходить и верить в этот низкопробный хип-хоп, слащавую попсу, либо они обратятся к другим источникам. Рок тоже не весь хороший, далеко не все интересно слушать. Но выбор должен быть. Кто у нас вкус прививает? Никто.
-- Со времен клуба «Там-там» ваше отношение к музыке сильно изменилось?
-- Ничего не поменялось. Раньше мне иногда было интересно почитать отзывы. А сейчас я в Интернет почти не лазаю. Люди высказывают свое субъективное мнение, а ты же не видишь человека в лицо. И вот сидит какой-нибудь малолетний «штрих», который ничего не понимает, и высказывает свою точку зрения и умными словами ее мотивирует - это читать совсем не интересно! Как все было - мы стали изобретать свой стиль, и мы с самого начала его сочиняли. У меня был целый спектр того, о чем я могу писать. Я мог туда и лирики, и «соплей» добавить. Есть отдельное творчество, а есть групповое: это все лучшее из каждого из нас. В рамках группового творчества Горшок сказал, что в направлении мистика надо работать. И мы действительно увлеклись этим направлением. И сейчас передо мной как перед текстовиком (именно текстовик, потому что поет - это поэзия, а рок музыка - это текста) стоят задачи - не повторяться, потому что песен уже очень много написано. И уйти глубже, чтобы не было примитива, чтобы люди, которые взрослеют вместе с нами, интерес не теряли, чтобы не было такого, что «я вырос из этих штанишек». В нашем стиле можно очень много затронуть вещей, которые были бы интересны людям. Основная задача у нас не то, чтобы запугать, а объяснить первопричину какого-то страха, чтобы его не боялись. Нагнетание эмоций, пугающих людей - борьба со страхом в своем роде. Во многие песни именно это и вкладывается.
-- А чему вы хотели бы научить своих детей?
-- Тут нужно смотреть по ситуации. Я не хочу вбивать конкретную программу, я не прогромматор. Надо понять тенденцию. Если я хочу, чтобы она стала певицей, если увижу, что она еще совсем мелкая, а уже танцует, то не факт, что она ей станет. Может она станет стоматологом, у нее манера пальцы в рот пихать, ну у всех детей это происходит - они изучают мир по средством своих пальчиков. Не факт, что она станет артисткой и вынашивать эту мысль совершенно не обязательно. Вот если это пойдет дальше, то нужно дать спектр развитию: показать рисование, показать музыку, попросить попеть, поплясать. А может ей захочется готовить, может она станет поваром. Но есть профессии, кем хочется стать, куда можно вложить творчество, а есть, кем не хочется. Грубо говоря, ни один человек не будет думать в детстве: хочу стать продавцом, это вынужденная профессия. Или хочу стать дворником, хотя такие есть...
-- Ну, это вообще отдельная тема - «поколение дворников и сторожей»..
-- Ну да. Надо внимательно смотреть, какие предпочтения у ребенка. Потому что очень много случаев, когда родители хотят вырастить одно, а получается совсем другое. И возникает конфликт детей с родителями, потому что родители не понимают, почему в какой-то момент ребенок сквозь пальцы уплыл. А ребенок не понимает, какого черта папа или мама требуют от него того, чего ему не хочется. Это вопрос отношения к детям. Если человек думает, что его ребенок был создал им, его в этом заслуга есть, кроме того, что он занимался сексом, то он сильно ошибается. Его заслуга определяется не им самим, это определятся иными моментами, за счет которых ребенок попадает на землю. И каждый человек изначально имеет свое предназначение. Это не обязательно какая-то профессия. Это формирование и возможность переосмыслить те недоработки, которые в нем содержаться. Это не всегда с чистого листа. То есть с чистого листа только мозги. Но есть внутренняя тема, с которой человек приходит в этот мир. Поэтому нельзя человека сконструировать. Он либо пойдет по другому пути, но будет подавленный иметь внутреннюю борьбу. А если он открытый и сильный, он будет иметь внешнюю борьбу. Откуда у людей берутся во взрослом возрасте моменты, когда он начинает специфически относиться к окружающим? Его путь переламывали, а топом он все равно пошел по своей дороге. Можно нарисовать психологический портрет каждого человека, много школ это изучают. Они показывают, в какой момент его переломали, и каково его истинное предназначения. А все остальные, кто этим не занимался, если чувствуют гармонию, значит с ними все в порядке, если не чувствуют - не в порядке. И они будут всю жизнь копошиться в себе, или в других, что еще хуже.
-- Какие итоги вы подвели после недавнего 15-летия группы? Будут ли еще такие мощные концерты?
-- В Питере мы хотели сделать хороший мощный концерт, и когда мы это сделали, решили, что так будет всегда! А то и лучше. Но это возможно только в Москве и Питере. Первое, это выставлен профессиональный свет, мы никогда не работали раньше с грамотным световиком, а сейчас он у нас в штате. Второе, звукорежиссер, выращенный нами. И технический персонал обеспечивает, чтобы все было на высшем уровне, не ломалось. Когда-то КИШ был без всего этого, мы на все это чхали, относились к этому по говно-рокерски, сквозь пальцы. Сейчас мы к этому относимся серьезно и вот результат. От этого всего: пиротехника, эффекты разные, страдает гонорарная часть артиста, но выигрывает результат. Поэтому впредь так и надо делать. Чем больше этих моментов, тем больше народ получает удовольствие. Это западный подход, но, к сожалению, периферийные города этого не увидят. У нас замечательные ощущения. Мы просто вышли на глобально новый уровень! Но эту схему нельзя осуществить во время гастрольного тура. Понятие «чеса» - непростой момент.
Будут ли еще такие концерты? 20-тилетие будет в следующем году! (смеется)
- Почему?
- Потому что мы считаем, что группа основалась в 89 году, а 15 лет мы на сцене. Через год мы можем справить 20 лет, как мы познакомились. А еще через 4 года отмечать 20-летие на сцене. А потом подойдет 25-летие как мы познакомились. Но это все лишнее, нужно быть кратким, и чтобы все было внушительно. Весной в «Юбилейном» будет презентация нового альбома. И этот концерт будет не хуже. Концерт должен быть полноценным!
    А вообще, у нас есть такая мечта. Собрать все необходимое оборудование, с хорошим аппаратом, и проехаться по городам Золотого кольца, Беларусь, Украину захватить, по тем городам, которые смогут это принять. Это осуществимая мечта. Что мы сделали в «Юбилейном», эта площадка заточена под спортивные мероприятия, это спортивный комплекс: такие дворцы спорта изначально построены на подавление шума, когда все начинают кричать, шум должен уходить. Играть на таких площадках совсем другой расклад. Нужен очень большой опыт звукорежиссера. Мы повесили посреди зала большие колонки, таким образом, во всех точках зала звук был хороший. Есть площадка ССК, но у нее очень дорогая аренда. Поэтому опыт с дополнительными колонками очень полезный, задние ряды слышат также как и первые. Был случай в городе Улан-Удэ, когда музыку слышали буквально первые два ряда, остальные слышали только то, что поют первые ряды. Поэтому мы мечтаем собрать все важные составляющие хорошего выступления и проехать по дворцам спорта: Нижний Новгород, Самара, Ростов, возможно до Екатеринбурга, и так же Минск и Киев и др. Это наши мысли на будущее, потому что это непросто организовать.
-- Рок-музыка зачастую уходит на второй план, потому что у многих ассоциируется с негативными вещами, какая у вас позиция в этом вопросе?
-- Рок очень часто ассоциируется с наркотиками с пьянством, с рок сцены очень часто идет пропаганда, мы тоже не исключение - у нас часто идет пропаганда какого-то спиртного. Я пересмотрю этот момент, потому что я сам за здоровое общество. Сейчас все смотрят на Европу и получается европеизация общества, а не американизация. И это было бы неплохо. Уже пиво запретили пить на улице, чтобы детям не подавать плохой пример. Для многих это конечно не очень хорошо. Но общество должно гармонично развиваться и люди должны думать не только о своих детях, но и об окружающих. Иначе человек человеку враг получатся. С этой точки зрения рок имеет свои отрицательные стороны. Но мы-то против наркотиков выступаем. Нам по Первому телеканалу предложили выступить в какой-то серьезной передаче (может быть «Человек и закон», не помню), чтобы своим влиянием демонстрировать, что наркотики это плохо, объясняя почему. Мы тоже с этим боремся, и среди музыкантов есть движение «рок против наркотиков». И не важно, что БГ когда-то сказал, что рок без наркотиков это все равно что пчелы без меда. Это было его мнение на тот период. Но времена меняются и оздоровление общества волнует всех, не только в Беларуси. У нас за это берутся. Но это же не значит, что попса отовсюду должна звучать. Артист должен развивать слушателя, а не идти у него на поводу. А у нас либо вешают лапшу на уши, либо дерьмо закидывают, либо поют то, что всем нравиться. Никакого развития. Хип-хоп навязывают. Но у нас не та ментальность, чтобы слушать хип-хоп. Европейцу ближе мелодика. Рок-музыка это мелодика. Негру ближе хип-хоп, ритм и речитатив. Это другая эстетика. Почему-то сейчас это становится модным? С какой стати? Все они чемоданы!

    Этот год ознаменован тем, что у нас в группе начинается борьба с пьянством и пересмотр жизненных концепций по поводу употребления алкоголя. Кто-то подшивается, кто-то на волевых качествах держится. Мы за оздоровление нас и нашей публики.


Татьяна Тарасова