Король и Шут

Статьи Интервью

« вернуться к списку

Интервью журналу Free Time
10.03.2007

Из клубов - в Князи
    «Король и шут» предлагают публике свои забавные и страшные сказки вот уже более 15-ти лет. В ближайших планах группы - выступление в рамках фестиваля «Чартова дюжина» и масштабная презентация нового альбома «Продавец кошмаров». Кроме того, солисты - Андрей Князев (Князь) и Михаил Горшенев (Горшок) - думают о том, чтобы издать книги прозы. Сейчас армию поклонников «Короля и шута» вмещают далеко не во все концертные залы. Но с Андреем Князевым мы поговорили о том, с чего все начиналось - о музыкальных клубах.

- Что вам дали клубы?
    - Мы провели там всю сознательную молодость. К сожалению, осталось очень мало клубов, «заточенных» под рок-музыку, где и музыкантам, и фанатам можно было бы почувствовать все прелести нашего направления. Конечно, сейчас нас интересуют большие площадки и хорошая аппаратура. Мы стремимся не просто сделать концерт, а прозвучать так, чтобы всем понравилось. А 15 лет назад мы сыграли свой первый концерт в клубе «Там-там». Потом выступали в нем же, в «Полигоне», «Горе» - и ряде других клубов, тогда существовавших. Количество людей, посещающих наши концерты, стало увеличиваться, и мы перешли на площадки покрупнее, вроде ЛДМ. И постепенно выросли до Дворцов Спорта - и эту планку намерены удерживать и дальше.

- А от клубного формата вы уже отошли? Бывают ведь выступления несколько дней подряд...
    - В этом я не вижу смысла. Интереснее сделать грандиозное шоу в «Юбилейном» для большого количества людей - как было на наше 15-тилетие, и как будет на презентации альбома в марте. А клубы - это уже, скажем так, «не наш формат». Там мы иногда выступаем на гастролях. И бывает, что совершенно неожиданно где-нибудь в провинции можно оказаться в неплохом клубе. На Украине, например (сейчас забыл, в каком городе) - большой клуб сделали в виде амфитеатра для гладиаторских боев. Здорово! Конечно, это был не рок-клуб, там играют самую разную музыку, есть там и шесты для исполнения стриптиза... Но клуб замечательный. А где-то еще был хороший клуб «Че Гевара» - вполне выдержанный в стиле. Причем там сочеталась и байкерская тематика, и революционная, и рокерская.

- Какое вы имели отношение к клубу «Старый дом», кроме того, что подарили ему название?
    - Мы не подарили название, мы сотрудничали. Был учредитель - человек, который вкладывал в это деньги, и были мы - группа, представляющая формат этого клуба. Мы сразу сказали: никакой попсы, только рок-музыка. В итоге там выступали такие коллективы, как, например, «Алиса». Причем надо учитывать, что Костя Кинчев давно уже не выступал в клубах, но в «Старом доме» он выступал - и нашел в этом какую-то свою прелесть. Мы сотрудничали до тех пор, пока клуб не столкнулся с определенными проблемами. Видимо, надо было смотреть в будущее. Клуб вполне можно было продвинуть и сделать культовым. Мне кажется, тут просто не справились с задачей, не дотерпели. Чтобы клуб функционировал, в него надо вкладывать очень большие деньги, надо делать его разноплановым и стильным, крутым, чтобы он полюбился людям, и там были бы свои постоянные посетители.

- Сейчас, кажется, в Питере существует вакуум именно в этой сфере - не хватает большого клуба с качественным звуком, чтобы там можно было проводить и отвязные, и вполне благообразные концерты. Как вы думаете, есть этому объяснение?
    - Думаю, что никто не хочет с этим связываться, потому что... Да хрен его знает, почему.

- Это не принесет денег?
    - Да ладно! Если сделать хороший крутой клуб, скажем, двухэтажный, с несколькими залами...

- Вы активно гастролируете за рубежом?
    - У нас дважды были гастроли по США. Первый раз мы вообще проехали эту страну насквозь: от Нью-Йорка до Сан-Франциско. Замечательный тур был. Мы выступали в Финляндии, практически каждый год посещаем Израиль, в Германии мы сняли свой последний клип.

- В чем разница между клубной жизнью у нас - и за рубежом?
    - В Америке люди, которые ходят по клубам, более искушенные. У них колоссальный выбор. Можно пойти на все, что угодно. Это мы здесь сидим и ждем: когда же к нам приедет, например, Metallica. А там - приехал в другой штат и сходил на концерт. Мы когда были в Лас-Вегасе, Яша пошел на Билли Айдола. Я, правда, пошел на «русские горки», и считаю, что круче кайфанул - это же самый высокий аттракцион мира!

- По поводу «Чартовой дюжины» и вашего в ней участия. Насколько вам симпатичны большие сборные фестивали?
- Мы к ним очень хорошо относимся. Это тусовка, живое общение, встречи с давно знакомыми музыкантами... Кроме того, фестивальные выступления позволяют расслабиться. За 30 минут не успеваешь ни устать, ни охрипнуть. Влепил - и ушел. Фестивали - это здорово, это всегда круто.

- Не коробит, что приходится выступать на одной сцене с людьми, которых вы не уважаете?
    - С такими персонажами мы и не выступаем. А если на одной афише с нами указан коллектив, который ближе к шоу-бизнесу... Я не буду плохо отзываться о ребятах, которых «раскручивают», потому что я четко знаю их судьбу. В них вложили деньги, и они должны эти деньги отбить. Это тяжелый труд, пахота. Причем на два-три года, пока из новоявленных проектов не выжмут все соки. И я к этому отношусь так: не нас с ними ставят, а их ставят рядом с нами.

- То есть нет у вас принципов, вроде: с Киркоровым я выступать никогда не буду?
    - Ну, это ты уже загнул палку - с ним мы никогда и не выступали. Один раз только мы вышли на сцену с исполнителями совсем другого круга. Это было на премии MTV. Там мы представили себя публике. Ведь если мы не будем этого делать, значит, мы не будем нести нашу культуру в массы. Правда, это очень тонкая грань: если ты начнешь светиться во всяких «Голубых огоньках», находясь в одной с ними тусовке, то не избежишь смешения с ними. Для нас важно сохранить принципы. Мы - группа самостоятельная, самодостаточная и непродажная. На корпоративных вечеринках мы не играем.

- Некоторое время назад вы вместе с Юрием Шевчуком провозгласили «борьбу с попсой». Сейчас это движение уже сошло на нет?
    - Понимаешь, это детский сад. Против кого протест: против людей, которые слушают, продюсеров, которые зарабатывают деньги или самих исполнителей? Есть другие, более верные пути - создавать альтернативу всей этой среде. Не продаваться и делать что-то иное, что понравится людям.

- Можете сформулировать направление, в котором вы движетесь?
- Для творчества важны ощущения, интуиция; идеология - это для политики. Хотя ладно, скажу: это путь к самосовершенствованию.

- А что вы вкладываете в это понятие?
- В понятие «самосовершенствование» я вкладываю все, что связано с этим понятием.

Константин Федоров.