Король и Шут

Статьи Интервью

« вернуться к списку

Интервью Михаила Горшенёва для HeavyMusic
03.12.2011

«Вся жизнь - театр, а рокеры - актёры»

8 декабря на лейбле СОЮЗ выходит новый альбом питерской группы Король и Шут. Скажете, что в этом такого? Мол, группа регулярно балует своих поклонников альбомами, и в последние годы они друг от друга не сильно отличаются? «Праздник крови», а именно так называется новая работа группы - совсем другой! Начнем с того, что это концептуальный альбом, первая часть дилогии, написанной по мотивам легенды о Суини Тодде. В записи диска помимо группы Король и Шут приняли участие многие известные музыканты отечественной рок-сцены. В роли рассказчика выступил легендарный артист Вениамин Смехов. Но, главное, в 2012 году зонг-опера ужасов, как её называют музыканты, «ТОDD» будет поставлена в театре. Я уже слышал альбом, и могу сказать, что он очень сильно отличается от всего того, что Король и Шут делали раньше. Это переход на абсолютно новый уровень - очень серьёзная работа. Настоящая рок-опера! Расспросим о ней лидера группы Король и Шут Михаила Горшенёва.

Ранее в новостях говорилось, что «Праздник крови» выйдет в ноябре. Дата выхода не изменилась?

Альбом уже записан, как ты мог сам убедиться, прослушав его. Выходит 8 декабря.

Для альбома вы выбрали довольно интересную тему.

Древнюю.


Насколько древнюю?

Это английская народная тема. Я думаю, лет 150-200 лет ей есть.


А как вообще настолько кровожадная история, чуть ли не про маньяка, смогла стать настолько популярной, что по ней мюзиклы делают, фильмы снимают?

А есть много вариантов этой истории. Тодд не всегда маньяк. Легенда постепенно менялась. Она существует и в версии ужасов, и драмы, и мелодрамы. Вариантов очень много. Экранизация пятидесятых годов, к примеру, намного страшнее версии Тима Бёртона, благодаря которой теперь все знают от Тодде. А самая страшная история, говорят, была в немом фильме. Там пальцы ели, каннибализм чистой воды. (На портале kinopisk.ru присутствуют как минимум шесть фильмов с именем Тодда в названии, и жанры фильмов, действительно, серьезно разнятся - прим. JS). Там ведь как получается. Изначально история была не про маньяка и на историю про Джека Потрошителя мало походила, хоть сейчас и есть попытки эти истории связать. Это была романтическая история, у которой были разные ходы. Существовала версия, в которой Тодд был очень доверчивым человеком и его до конца судья водил вокруг пальца. Тим Бёртон же выкупил права на мюзикл, и сделал именно его экранизацию, но сам Тодд у него получился очень похожим на Эдварда Руки-ножницы. Узнал я о Тодде из фильма Бёртона, но мне понравилась именно идея, а не её реализация. Музыка не очень понравилась, потому что это был стандартный мюзикл.
А мне к тому времени хотелось создать что-нибудь концептуальное, основанное на своей идее. Вот и решили музыку написать интересную, сюжет доработать. Пожалуй, на сегодняшний день из всех россиян я знаю больше всего вариантов легенды. Вот история и получилась другая. Мне хотелось показать дно Лондона в том виде, в каком его описывал Чарльз Диккенс. У нас и персонажи другие, каких у Бёртона нет.
Основа сюжета: человек с тяжелым сердцем после каторги приезжает в Лондон. У него - трагедия. За то время, что он был в заточении, жена покончила с собой, а маленькая дочь - исчезла. Наш Тодд - полная противоположность тому, которого мы видим у Бёртона. Он набожный, сам по натуре добрый человек, но зло в нем давно уже накапливается. Он пытается узнать, что случилось, как произошло его несчастье. К нему сбегаются люди, всё дно Лондона. Появляется Ловетт, которая маленькой девочкой была в Суини влюблена. Зная, что он был хорошим цирюльником, она предлагает ему работать у себя в доме. Дядя у неё мясник, который хочет развить мясное производство. Кстати, изначально нашу постановку мы хотели назвать «Мясорубка». Это сейчас она в «TODD» переименовалась. Ловетт с дядей пирожки выпускали некачественные, как и у Бёртона, но дяде было важно развить потоковое производство мяса, ускорить процесс, улучшить количество, и он завел мясорубку. А Тодда он заставляет брить себя бесплатно, поскольку тот у него в доме работает. Как-то в разговоре с Тоддом мясник завёл разговор о местном главном судье. Но тут это уже не просто судья, а кто-то типа крёстного отца. У человека власть как у губернатора, он крутит и вертит всем, чем захочет. И мясник рассказал Суини, что судье нравились молодые девушки, а много лет назад Тодд был женат на красавице Бетти. И дочка у них была. И вот, после рассказа мясника, Тодд понял, почему судья отправил его на каторгу. Также мясник ему поведал, что жена Тодда утопилась и хотела утопить ребенка. Не исключено, что даже сам судья к этому руку приложил. Обезумевший от такой правды Тодд без раздумий перерезает горло мяснику, а Ловетт отправляет его тело в мясорубку.
Далее тема развивается тем, что Тодд начинает страдать. А куда в то время набожные люди шли, когда им было тяжело? Правильно, он пошёл в церковь на исповедь. И благодаря этой исповеди, а вернее священнику, он стал машиной для убийства. Кто же знал, что священник дочку Тодда спас, и она жила у него. Кроме того, священник знал всё, что происходит в городе, знал - кем и как осуществляется контрабанда, другое беззаконие, и готов был всем за это горло перерезать. Но втихую, не как судья, который устраивал в городе показательные казни. Судья делал шоу, веселился, а он... Вот, представь себе старого нафталинового коммуниста, который считает, что порядок должен быть без шоу, без веселья.
Можно сказать, что священник дал Тодду индульгенцию на все последующие убийства. Убийства всех, кто живет не по закону. Даже тех, кто совершает мелкие нарушения. Убивать из-за любой ерунды. И в итоге Тодд как бы под эгидой церкви начал совершать свои убийства. А Ловетт понимает, что можно бизнес сделать на этом деле. Напомню, что её дядя мясорубку притащил огромную, и в неё можно было людей скидывать. В общем, Ловетт стала не только сообщником Тодда, но и построила бизнес на такой «мясной продукции».
В песне о том, как бойко пошёл бизнес у Ловетт у нас применяются парафразы, отсылающие к песне, в которой поётся про пирожки от Ловетт. Парафразы - это когда в разных песнях одна и та же мелодия звучит. Одна и та же тема. Это добавляет целостности и концептуальности альбому.
Тодд убивал людей, но главной его целью было добраться до судьи, а Ловетт копила деньги. «Праздник крови» заканчивается тем, что Ловетт счастлива. И она предлагает Тодду заканчивать это дело. Но Тодд шёл по-крупному. Тем более, священник его просто так не отпускал уже. Первая часть зонг-оперы заканчивается на том, что Тодд поёт о своем несчастье, что ему нужно только одно убийство, а не все эти, что он начинает догадываться о том, что его месть кем-то управляется.
Вторая часть самая страшная, но при этом самая лиричная. Называться она будет «На краю». Но пока я о ней рассказывать не буду, чтобы слушателям было интересно её дождаться. Скажу лишь, что начинается она с того, что судья устраивает маскарад и на него приходит Тодд в одеянии смерти, чтобы судью убить.

А когда вторая часть выйдет?

Весной.


Автор музыки и текстов зонг-оперы ты?

Либретто и тексты написали профессиональные драматурги - Михаил Бартенев и Андрей Усачёв. Вся музыка - моя.


Вот на альбоме ты поёшь за многих персонажей, а как это будет в театре происходить? Тоже ты будешь петь за всех?

Нет, там будут люди. Ещё и своих привлеку.


Расскажи, какие гости приняли участие в записи «Праздника крови»?

Роль Мясника исполнил Билли Новик из Billy's Band. Он же вместе со мной поучаствовал в записи толпы и хора. За Ловетт спела Юлия Коган, бэк-вокалистка группы Ленинград, священника и судью сыграл Костя Кинчев, думаю, не нужно говорить, из какой он группы. А текст рассказчика прочитал известный актёр Вениамин Смехов. Кроме того, в записи и создании аранжировок принял участие гитарист Валерий Аркадин (экс-«НАИВ», Глеб Самойлов & The Matrixx - прим. JS).


Как всё это на сцене будет выглядеть? С красочными декорациями?

Конечно, с декорациями. Это будет уникальная театральная постановка. Сейчас питерский музыкант Павел Завьялов («Чугунный Скороход») делает переложение уже записанных нами треков для театральной версии зонг-оперы.


Постановка будет только в Москве или и в Санкт-Петербурге?

Здесь же будет задействовано столько-столько-столько всего-всего-всего... поэтому, пока только в Москве. Москва - это серьёзно. Всё настолько сложно, что я уже готов свалить, но нельзя. Но, в принципе, с тем, что мы уже имеем, мы можем делать миниспектакли.


А как вы Вениамина Смехова в проект привлекли?

Нам очень помог в этом продюсер театрального проекта - Влад Любый (директор Российского Академического Молодёжного Театра - прим. JS).


Собственно, в этом театре вы не так давно выступали. Как прошло?

Так мы там специально и выступали, чтобы посмотреть, как мы можем играть в театре.


Там была акустическая программа?

Смотря, что ты подразумеваешь под акустической программой. У нас есть обманное слово «Акустический» в названии одного из альбомов. Мы же делали программу unplugged. Играли свою обычную музыку, но на акустических инструментах. И с оркестром.


А на видео не снимали?

Мы хотели снять на видео, но не успели подготовиться. На самом деле, мы могли там играть целых четыре дня, но просто не думали, что столько народу придёт и по таким дорогим билетам. А желающих было много. Короче, мы просрали всё это... (вздыхает) Если бы мы сделали ещё пару концертов, мы могли бы снять DVD. Ну а теперь происходит та тема, к которой я стремился. Моей мечтой была эта постановка.


А есть планы постановку на видео заснять?

Ну, наверное, за полтора года снимем. Это же не единственный концерт будет, как тот мартовский в РАМТе, который мы сделали, чтобы проверить, не сломают ли наши поклонники дорогие театральные кресла.


Не сломали?

Ни одного кресла не пострадало. Публика совершенно другая пришла.


Ну, я бы не сказал, что у вас публика - типичная панк-аудитория. Большей частью все культурные, новые косухи, чистые волосы, поставленные в ирокезы.

А ведь по-разному бывает. Вот в Минске по-другому было. Там были настоящие западные панки. Да и не в этом дело. Мы всегда выступали в противовес русскому року. Мы не любим «Сектор Газа», не любим шансон, мы любим рок-н-ролл. Мы идейные.


А оркестр не планируете задействовать в постановке «Тодда»?

Ты понимаешь, штат «ТODD»а уже разросся до такой степени... Это же не «Король и Шут», это - театр. Слава богу, что у простых актёров ещё небольшая зарплата (смеётся). Ты и не представляешь, сколько это бабла. Это вам не альбом записать.

Итак, Андрей Князев занимается сольным проектом, а кто сейчас в составе Короля и Шута?

Все остальные на месте. Ещё и прибыли - в группу вернулся гитарист Александр «Ренегат» Леонтьев.


А кто поёт теперь те части текста и бэки, что Князь пел? Вы переработали песни?

Я пою сейчас с Леонтьевым. Он же ещё и вокалист.


Скрипач Каспер тоже больше с вами не играет?

Каспер был нашим сессионным музыкантом, у него своя группа. С нами он больше не играет. Кстати, вопрос ему при случае задай, как он согласился на то, чтобы они (видимо, группа КняZz - прим. JS) его наголо обрили. Он же блэкметаллист, для них же волосы - это святое!


И скрипки больше нет в вашей музыке?

Ну, куда? У нас столько инструментов! Мы с электроникой сработались. У нас гитарная группа обычная, на самом деле. Скрипка... Если ты не задумывался, Машка (Нефёдова - первая скрипачка группы - прим. JS) - она как бы для имиджа была больше. Вы думаете, вы скрипку слушаете? Вы гитары слушаете, вы слушаете, как играют барабаны! Такие инструменты должны звучать с подпиткой.


А на предстоящих концертах будете песни из зонг-оперы какие-нибудь играть?

На новогодних? Да, парочку сыграем.


А почему тур решили назвать «Король вечного сна»?

Это основная наша тема. По сути, это как раз unplugged в электричестве. Мы ездим с этой темой.


А как вообще эта песня родилась. Она же твоя?

Да, и текст и музыка мои.


Что тебя вдохновило на её написание?

Сложно объяснить. Человек должен понимать эту песню. Ты когда-нибудь замерзал так, чтобы заснуть, и тяжело было проснуться?


Нет, так сильно, никогда. А ты?

А я замерзал по-настоящему. Меня били палками, а потом в горячей воде оттаивали. Когда я ещё в Хабаровске жил, мы пошли с ребятами, как в снегу легли, так и заснули. Нас «деревянных» нашли солдаты пограничники и принесли домой. Папы нас палками и били, и били. А мы все во льду. А потом в горячую воду.


И как, обошлось?

Да всё нормально.


Ну, подводя итоги, может, ещё что скажешь?

«ТODD» - это очень печальная история. Если американец Тим Бёртон сделал её более благородной, то мы в своей истории отразили более печальную, трагическую и совершенно безвыходную ситуацию. Можно сравнить с некоторыми рассказами Булгакова. Ждем вас на концертах и в театре.

Кстати, ближайшие концерты группы - новогодние - состоятся 16 декабря в питерской клубе «Космонавт» и 25 декабря в московской «Арене».

Дмитрий aka John Sinterson