Король и Шут

Статьи Интервью

« вернуться к списку

Интервью Михаила Горшенёва для радио Комсомольская Правда
24.04.2011

Михаил «Горшок» Горшенев: «В России не успели поиграть рок, как на смену пришли ди-джеи»
Солист «Короля и Шута» дал откровенное интервью в эфире радио «Комсомольская Правда»

Гостем проекта «Радио двух столиц» от радиостанций «Комсомольская Правда» и «Балтика» стал солист «Короля и Шута» Михаил Горшенев. В разговоре с ведущими Инной Поцелуевой и Сергеем Неделиным он рассказал о противостоянии рока и попсы, анархизме и почему в Америке российские рок-группы называют бардами.

- Михаил, мы приготовили вам немножко провокационный вопрос. Сейчас в городе Кирове проходит региональный конгресс молодых исследователей. Там одна девочка 14-ти лет подготовила исследование. Она изучала, как влияет самая разнообразная музыка на растения. Взяла несколько фикусов. Какому-то фикусу включала Моцарта, какому-то Бетховена. Был фикус, которому включали «Металлику» и был фикус, которому включали музыку «Король и Шут». Как вы думаете, какие растения росли лучше?

- Я слышал, что если ставишь рок, то растения начинают угасать, а если ставишь классическую симфоническую музыку, то оно прямо цветет. А если «Король и Шут», то фикус начинает танцевать. Кто любит рок, у того фикус хорошо растет. Кто не любит рок, у того фикус заранее убивается, ему не дают право послушать.

- А людям все равно, их главное кормить вкусно. Мы видели вполне хорошо развитых упитанных рокеров и даже панков.

- Все зависит от менталитета страны. Как он воспитан? Какая у него зарплата? Какая у него занятость. Отсюда все идет. Если в стране плохая выживаемость, то стремление к року немного угасшее, потому что кругом проблемы. А рок-н-ролл это достаточно тяжелая музыка. Ее надо слушать, ее надо понимать. Допустим, есть такие персонажи, как Стас Михайлов - там не надо вникать ни во что. Ты и так уже в проблемах, а тебя человек освобождает от проблем. Отдохни. Послушай, как я тебя люблю. И все нормально будет.

- Стас Михайлов Кремлевский зал легко собирает. А ваша самая большая площадка какая была?

- «Олимпийский». А Кремль - это большая площадка? Сколько туда людей вмещается? «Юбилейный» вмещает в себя больше, это стадион.

- У вас нет творческой зависти к Стасу Михайлову?

- Меня другое гложет. Мне обидно за страну, что шансон и попса до сих пор еще имеет какие-то основные права. Что они являются культурой. Западный мир смотрит и видит: вот наша культура. А рок-н-ролл, как был субкультурой, так ею и остается. Это проблема России, нашего воспитания. Воспитание нужно начинать с детей. Чему у нас учат в школе? Допустим, моя дочка. Она читает «Алису в стране чудес». Ей уже 12 лет. Но она ее не понимает. Тут надо начинать с юмора. Над чем у нас смеется ребенок? Не над игрой слов, а над тем, как человек упал со стула. Типа Чарли Чаплина, устаревший юмор. Вот что происходит. Россия как была в средневековом состоянии, так и находится.

- В свое время Юрий Шевчук объявил своеобразную войну попсе. И вы участвовали некоторым образом в этой войне. Дает плоды эта война?

- А война может дать плоды? Главное, что это война. Замечательный революционер «Овод». Какие плоды давала его миссия? Особо никаких. Просто люди видели, что люди борются. Есть борьба какая-то определенная.

- Михаил, а вы всерьез действительно думаете, что можно изжить такие явления, культуры, как попсу, шансон и прочее?

- Фашисты все время уничтожали евреев. Я подумал: если бы не было евреев, кого бы они тогда стали уничтожать? Они бы нашли что-то уничтожать. Может, хорошо, что есть попса и шансон? Попса и шансон поднимает дух в творчестве у рокера. Ведь только рокер может продать свою квартиру и купить себе гитару дорогущую.

- А семью свою рокеру не жалко при этом?

- Жалко. У меня-то закончились эти времена. Правда, я не продавал квартир. Но я работал, чтобы купить себе гитару. Я знаю, что ни один попсовик не будет заниматься черной работой, чтобы купить инструмент. Какие-то дяденьки-продюсеры заранее вложат в него деньги и раскрутят его за год. А я по своему пути должен идти многими годами.

- Возьмите нормального продюсера, пусть он вас раскрутит. Если вы круче, чем Филипп Киркоров или Стас Михайлов.

- Ты пойми, мы живем в таком государстве, где нет нормальных продюсеров. Большинство это Карабасы Барабасы. Ты читала сказку Алексея Толстого и понимаешь, что такое Карабас Барабас. Все продюсеры на Западе еще имеют право находиться с рок-музыкантами. По крайней мере, там рок-музыка реальная культура. Вот в чем дело. У нас были, естественно, трения с продюсерами. Когда они видели, как мы собираем стадион и без всяких вложений денег и медиоинформации. Сразу же у них вопрос: «Михаил, давайте сделаем так? Вы хотите на телевидении сразу показаться?» - «В «Утренней почте» неплохо было бы». - «Давайте, заключим договор. Мне 60 процентов, вам - 40». Какая реакция на это должна быть у нормального рок-музыканта? Иди ты! Кстати, без всякого продюсера мы все равно оказались в этой «Утренней почте». Кому-то понравилась песня «Ели мясо мужики». Ее все равно поставили. Здесь дело не в этом. Существуют определенные фестивали. Допустим, великий фестиваль Юрия Шевчука «Наполним небо добротой». Большинство групп, которые там участвовали, и если заранее эти группы что-то из себя представляли, они выиграли. Этот фестиваль им что-то дал. И дал больше, чем любой продюсер. Они никому не должны. И при этом они действуют и побеждают. Вот в чем дело. Это рокерская принципиальность. И рокерская жизнь. У рокеров нет такого понятия: я должен тебе, ты - мне. Все взаимно выгодно. Старик должен помогать молодому. Молодой стареет, тоже должен помогать другому молодому.

- И помогают? Мне кажется, старикам-рокерам вообще ни до кого дела нет.

- Да ладно. А я, кстати, старик?

- Вы средних лет. Мы с вами примерно ровесники.

- Я уже помогаю. Юрий Шевчук всегда помогал молодым. Я тогда был молодым. Я скажу спасибо таким деятелям рок-музыки, как Юрий Шевчук, которые делали такие замечательные рок-фестивали. Рок-культура всегда жила в гаражах, она неподкупна. Все чистое рождается в подвалах. Как это ни странно звучит. Это аксиома.

- Михаил вы недавно отсудили у одного издательства сто тысяч рублей за то, что они вас как-то изобразили нехорошо.

- До сих пор еще не забрал. Что-то и ноги туда не тянутся. Я делал это не ради бабла. А просто ради того, чтобы поставить человека на место.

- Может, ради того, чтобы разбить стереотипы? Вы же такой анархист, пофигист. И тут вдруг суд. И выигрываете. Хотел кого-нибудь поучить, может?

- Я считаю, так должны поступать музыканты, иначе их просто сожрут эти акулы журналистские. Я считаю что я поступил правильно, потому что этот человечище поступил неправильно. Он, не спросив меня, не согласовав со мной текст, напечатал. А разве так можно поступать? Вы читали, что такое хорошо и что такое плохо? Я считаю, что этому журналисту нужно почитать Маяковского обязательно.

- Мне кажется, что после того, как вы всех раньше шокировали, были алкоголик и анархист, а тут вдруг раз - и отец семейства, в суды ходит, зубы вставил, наконец.

- Зубы всегда у меня были. Они частенько пропадали. Я понял, я живу и ума набираюсь. Зубы тоже разумные. Они тоже ума набираются. Они также становятся сильнее, они растут. Кто может четко определить, какой стиль у группы? Все, чем мы занимаемся, мы занимаемся рок-н-роллом. И в большей степени это панк-рок. Панк имеет очень много направлений. Обычно мы играем классический панк, можем и хардкор играть, панк-металл мы умеем играть все. Но арт-панк сложнее всего играть. И этот альбом «Театр демона» был для нас самым сложным, чтобы его родить, сложности были не в сочинении его, а в студийной работе, в записи. Такого никто не делал. На Западе, может, делали. Но здесь Россия. Тут не успели поиграть рок-н-ролл, как на смену пришли ди-джеи. У нас как-то все неправильно идет. Если на Западе все идет постепенно, люди учатся, приходят к одному, уходят от другого. То у нас с одного перескок в другое время совершенно. Это очень плохо. Не может существовать культура, когда между «а» и «б» пустота. Эта пустота разрушает эту культуру. Поэтому наш рок-н-ролл не цельный, он в плане культуры запущенный. Когда люди начнут заниматься музыкой у нас? Когда понятие «русский рок» спадет с нашего музыканта? Когда это наступит? Когда наступит то время, когда я приеду в Америку и меня перестанут называть бардом?

- А вас называют?

- Там любого русского называют бардом. Там есть такое понятие. Если ты из Америки - ты репер. Если ты из России - ты бард. Когда мы были в Америке, молодежь на наши концерты, которые слушают рэп, не пришли. А пришли старики, которые слушают панк-рок. Американцы. Ему было где-то лет 50, он сказал: «В последний раз я был на таком концерте в 75 году. Это была группа «Рэмоунс». Вот так.

- У Константина Кинчева есть песня «Рок-н-ролл это мы». Он ваше имя перечисляет в ряду легенд русского рока. Вас это не покоробило?

- Первый эшелон русского рока иначе не могли быть. Тогда все было на текстах. Это их правда. Вы не забывайте, что у нас герой это Высоцкий. Естественно, когда к нам пришел рок, все началось с текстов. Сейчас же другое время. Это время прошло. Это замечательное время. Они сделали все, что могли. Это отличный русский рок. Но другое поколение не должно быть русским роком. Мы отстаем от музыки. Мы не занимаемся музыкой.

- То есть, теперь тексты отходят на второй план?

- В нашей стране очень много Боб-Диланов. А музыкантов очень мало. Ребята, надо заниматься музыкой. Тексты нужно переводить на второй план. И под музыку это клеить. Понятно, что тексты должны быть нормальные. Иначе клеймо русского рока никогда не отойдет. Для меня первая волна нашей рок-культуры, которая называется русский рок, и к ним относятся «ДДТ», «Алиса», это замечательные группы, поднимают рок. Это их волна. Но мы другого поколения. И должны жить по-другому. Я считаю, что сейчас не хватает восприятия музыки. А люди смотрят немножко не в ту сторону. Не надо стесняться того, что рок-н-ролл это западная музыка.

- Насколько у вас взаимность с поклонниками? Мне кажется, вы пренебрежительно относитесь к людям, которые ходят на ваши концерты, покупают ваши диски.

- Я различаю людей. К кому-то я отношусь критично, к кому-то - нет. Я хотел бы, чтобы те, кто на нас ходят, не были бы быдлом. Чтобы люди не были просто тупой толпой. Чтобы они разбирались, на что они ходят, что слушают. Чтобы быть панком и анархистом, нужно много книг читать. А не до многих это доходит. Для многих анархизм - это разрушение. А для многих - это новый мир. Я могу назвать литературу, которая требуется. Пусть тот, кто хочет немножко быть анархистом и понимать, что это такое, прочтет все труды князя Кропоткина. Бакунина путь пока не трогает. Бакунина нужно немножко читать. Он только создавал. Кропоткин же предлагал целую модель государства анархического, коммунистического.

Инна Поцелуева и Сергей Неделин