Король и Шут

Статьи Интервью

« вернуться к списку

Интервью порталу НАШЕ.ru
31.10.2008

15 ноября Фирма грамзаписи «Никитин» при поддержке НАШЕго Радио выпустит в свет новый альбом группы «Король и шут» - «Тень Клоуна». Десятый студийный альбом культовой группы российского панка имеет все предпосылки стать самым ярким рок-релизом осеннего сезона 2008 года. Перед релизом Горшок и Князь ответили на вопросы нашего корреспондента.

Я начну с дела насущного - новый альбом, который вот-вот на нас обрушится.

Князь: Настоящая презентация будет после Нового года у вас, в Москве. Точное число не могу назвать. 17 октября мы сыграли новые песни - это то, что уже было в Питере, - и программа называлась «Дагон» - по названию песни, которая сейчас крутится по НАШЕму Радио и которая непосредственно входит в альбом. Что такое «Дагон?» В принципе, у вас очень интересное объяснение. Он же (Дагон) относится к библейским божествам. Все-таки, это ближе к единому Богу идет. Это как бы последние языческие нотки оставались в Ветхом Завете, но тот же Дагон имеет лицо еще более фантастического божества, который не только описан Лавкрафтом и Густавом Мариком, а, в принципе, считается морским ... что-то типа Нептуна, только не в таком виде, как у греков - человека, а в виде такого морского чудовища.

Название у нового альбома есть?

Горшок: «Клубничка по-деревенски»!
Князь: Он будет называться «Тень клоуна» либо «Клубничка по-деревенски». Скорее всего, первое.
Горшок: Самое главное, что песни будут называться не песнями, а тенями!
Князь: Да, а стихи полутенями! Вот такая задумка.

А вот замечательная песня про Нестора Махно - «13 рана» - она, случайно, не войдет как акапелльный концертный вариант в бонус?

Горшок: Акапелльная игралась как-то немножко - получилось интересно. Изначально всё так получилось, потому что песню не до конца я пел, а потом попробовал спеть её один, на древнерусском языке...

Я думала это украинский.

Горшок: Да, на хохлятском, все правильно. Ну, скорее всего, это называется «суржик», потому что там собраны не только хохлятский, а все древнерусские, в том числе, слова. И белорусский там был, и польский даже там был.

Да? А кто же помогал в написании песни?

Горшок: Это текст Андрея Федечко (известный питерский рок-фотограф и лидер группы «Солнце Хмари» прим. авт.). Он чистокровный хохол, и просто чтобы более было для русских понятно, поэтому мы музыку немножко убрали на второй план. Музыка играется хорошо, угар когда идет? Когда тексты знают все. Поэтому, так и задумали сделать с песней. И в альбом она обязательно войдёт.

Работа она идет с ноября 2007-го, то есть вы уже почти год так трудитесь, творите?

Горшок: Полторашечка.

Полторашечка? Ничего себе... За это время много всего напроисходило в стране, в жизни. Что-то на альбом непосредственно повлияло, и как-то там отразилось в песнях, содержании, может, там, в оформлении как-то скажется?

Горшок: Мы живем антиполитично и особо не отражаем то, что происходит в стране...
Князь: За исключением каких-то обстоятельств, которые, может быть, влились в нас из области культуры и искусства. Например, я недавно посмотрел мультфильм американский про Санта Клауса, называется «Полночный экспресс».

Это который в 3D?

Князь: Ну да, компьютерный такой, симпатичный мультфильмчик.

И?

Князь: И всё В общем-то, образ этого Санта Клауса запомнился мне. Но, поскольку у меня восприятие искаженное, этот Санта Клаус прошел через призму моих отклонений и появился мерзкий, другой Санта Клаус. Санта Клаус-убийца. Санта Клаус-упырь.

К детишкам приходит, да?

Князь: Под личиной Санта Клауса доброго приходит упырь. Он не к детишкам приходит, его интересуют взрослые. Что такое детишка? Детишка - это маленький, понимаешь?.
Горшок: Детишка...
Князь: Там не наесться. А взрослый...

А если несколько детишек? А если с гречневой кашей?

Князь: Это другой вопрос. Я об этом не подумал.
Горшок: И, все-таки, добро там восторжествовало!
Князь: Его убил интеллигентный парень!

Как, силой мысли?

Князь: Силой мысли! Понимаешь, он его убил силой мысли, но помог ему немного, пистолетик.
Кстати, у нас есть еще некоторые реальные кадры. Персонаж, которого мы почему-то связали с Пикулем. Я думаю, что это, все-таки, ребята, которые в Париж хотят вернуться, домой. Это все-таки те воины, которые выиграли битву при Бородино. Французы.

Мы победили в Бородино! Что это французы вдруг?!

Князь: Я имею ввиду то, что визуально сражение было проиграно русскими. Они ушли, это был план Кутузова, и вот эти французы, которые углублялись вглубь Сибири - они бежали оттуда, как при Сталинграде и были голодные, были...
Горшок: Худые!
Князь: Больше всего им хотелось вернуться домой, к своей женщине. Это была мечта просто...
Горшок: Им всем хотелось, хотелось вернуться к женщине, к одной, да.

Видимо очень хорошая была женщина, достойная...

Князь: Это ж французы!
Горшок: Да, одна на всех.
Князь: В это время их гнали...
Горшок: Песня называется «Куртизанка». Все - к одной.
Князь: Нет, называется «Париж, домой».

Прямо вот такая песня?

Горшок: Да, «Париж, домой».

Романтические образы такие, французские, возникают...

Горшок: Да, да, да, французские. А еще есть реальный образ, он называется «Клейменый огнем».
Князь: Причем, страшная история, но при этом лирическая!
Горшок: Это страшная история... Это образ Гуинплена.
Князь: Почему Гуинплена? тот человек сгорел и был уродлив тем, что на нем не было живого... лица. Представляешь себе такое сгоревшее лицо? При этом он страстно любил...
Горшок: История закончилась тем, что он стоит возле... возле ее окна.

На каком этаже?

Горшок: Нет, это же не современное время. Он лорд. И он горел вместе со своим замком. А ввиду его внешности он ей не может показаться. И поэтому, собственно говоря, он постоянно находится возле ее дома, и она не знает, что он постоянно возле нее. Его собственное внутреннее благородство не позволяет ему попытаться насильно чего-то реализовать, потому что он любит. При этом он всегда присутствует, она не знает об этом. Она не знает, что он всегда рядом. Песня идет от его лица, и он борется с собой, и он чувствует, что чего-то в нем начинает происходить такое. Которое... Он хочет сделать что-то запретное. В нем пробуждается монстр. И вот...
Князь: И он справился.
Горшок: Он справился на период продолжительности песни. Мы не знаем, что будет потом. И, ты знаешь, что у мужчин есть такое понятие, как эрекция, ведь. И с ней надо справляться.
Князь: Так я тебе о чем говорю?!!! Он справился!
Горшок: Справился, да?
Князь: А, нет, я имею ввиду, то, что он справился...
Горшок: Это уже новая песня получается...
Князь: Я так понимаю, что он пришел к тому, что это, всё-таки, похоть, и он боролся со своей похотью. Вот.
Горшок: Да. Это так же, как инквизитор боролся со своей похотью. «Только похоть я никак не могу побороть...»

А песня про Фреда? Она же «Кости»?

Князь: Парня Фреда я вообще-то для другой истории готовил. Но потом это имя стало основой для другой песни. Знаешь, сейчас кругом цивилизация, но раньше в деревнях места совсем были дикие. И так-то встречались люди по-настоящему одинокие, у которых никого не осталось, которые живут однообразной жизнью. Может быть, не хотят или не умеют с людьми общаться. Парень Фред тоже был из таких одиноких, который жил своим воображением. Когда он чистил свой колодец, он нашел скелет в девичьем платье. И вот он отождествляет этот скелет со своими мыслями и фантазиями. Романтичный парень. И в конце происходит мистический хэппи-энд - она оживает. Вообще же речь идет об ирландском или скандинавском эпосе - эту историю я где-то краешком глаза видел. Но там было немного по-другому. Там человеку было сказано, что он пойдет путешествовать и его суженой станет та, которую он увидит первой. И это был скелет. Но наша история про Фреда немного другая, но черпающая суть от народных сказаний.

«Бонни и Клайд» или «Двое против всех». «Бонни и Клайд» - есть такая песня у группы «Сплин», а «Ночные снайперы» так вообще целый альбом под таким названием записали. За что так наши рокеры полюбили эту криминальную парочку?

Князь: Могу объяснить. У меня противоречивое мнение было после просмотра фильма «Прирожденные убийцы». Я то со всем был согласен, то - наоборот. Но это отождествление нашего мира. Противостояние их, двоих, против всех - против мира, против других людей. Часто в кино показывают, как может быть настроен враждебно к тебе весь мир, если ты живешь не по его правилам. Да и в жизни так бывает. Но у этой истории есть в нашей песне подсмысл: этот парень, от лица которого идет повествование, он не знает, что он жив. Он думает, что его застрелили, как и его возлюбленную. Коварный план их врагов - их кинули в одну могилу, но его живым, а ее уже застреленную. И вот он разговаривает с ней в могиле.

Отчаянная история. Его откопают?

Князь: Нет, не все так просто. Тогда еще не были придуманы фанаты «Короля и Шута», которые пришли бы на кладбище романтику получать, а заодно и откопать того, кого зазря похоронили.

А вот если бы представить этих героев, как живущих... Вот какое бы место для них самое удобное? Куда бы их всех поселить, тех - из нового альбома? Они могли бы жить вместе?

Горшок: Не могут они жить в городе.
Князь: Остров Мора...
Горшок: ...невезения...
Князь: Сейчас тебе скажу, остров Томаса Мора. Есть такая книжка, «Утопия» называется. Я, может, представлял бы в таком городе, в городе счастья так называемом. В принципе, все идеи социалистические, коммунистические, анархические взяты оттуда.
Горшок: Я понял, по этому городу была игра сделана недавно. Это под водой было?
Князь: Это немножко другая тема, это как фантастика да, но другое ответвление просто. В принципе «Человек амфибия», которого Беляев написал, тоже утопия. Сделать подводный мир, где все люди будут счастливы. Всемирно-человеческая фантазия - жить в утопии.
Горшок: Идея песни «Дагона» тоже связана с этим.
Князь: Люди не понимают понятия утопия. Они почему-то думают, что это - утопиться...
Горшок: Я не знаю, откуда ты эту ассоциацию взял, насчет «утопиться».
Князь: Нет, многие считают, что анархические идеи утопические. И многие люди не совсем грамотные думают, что утопают. Она утопает.
Горшок: Я понимаю, да. У меня никогда не было ассоциации с утопиться.
Князь: А с чего ты взял, что я тебя имею ввиду? Не все же такие разумные, умные...

А какая песня с нового альбома больше всего просится на клип?

Князь: Все песни просятся у нас на клип, другой вопрос, где ты возьмешь столько денег...
Горшок: Они все хотят быть клипами, понимаешь? Мечта каждой песни - стать клипом. Они хотят, чтобы их показали, показали их начинку. Их внешность.
Князь: Их самовыражение. Это их путь, но, к сожалению...

А почему бы не сделать мультяшный клип, например? Это будет не так накладно.

Князь: Дело не в накладности. Мы можем позволить себе дорогие клипы. Дело в том, чтобы их при этом крутили на телевидении.
Горшок: Я, как действующее лицо и наблюдатель ситуации с клипами, каналами музыкальными, могу сказать следующее. Заигрывать или не заигрывать, пытаться или ломиться, или как говориться «париться» по поводу того, что сложно или не сложно, возможно-невозможно, дорого- недорого попасть на такие каналы как MTV и Муз-ТВ - я в себе эту тему буквально переосмыслил. По той простой причине, что клипы «Короля и Шута» на MTV (несмотря на их большое количество городов вещания) я сам видеть не хочу. Н этом канале много есть того, что мне категорически не нравится. Диктовка американского образа жизни совершенно меня коробит. Какое это имеет отношение к нашим реалиям?
Князь: Там не американская пропаганда, а именно российская попсовая жизнь, как она есть. Американцы этим поят, входят в положение наше.
Горшок: Они показывают там вот эти конкурсы на выживание, там, огурец в жопу засунуть... Или, например, две девочки завоевывают одного парня, и они между собой спорят, кто громче из них пердит. Это у них такой менталитет. Я не смотрю MTV, это так... просто сижу и увидел, - я сужу по этим аспектам. Мне этого достаточно. Господа, мне этого достаточно!!! Про Муз-ТВ говорить ничего не буду, это отдельная история. А вот этот канал, как ты его назвала?

A-one.

Князь: Благодаря таким каналам появляется стимул снимать недорогие, но качественные, в смысле энергетики, стиля, клипы.
Горшок: Потому что дорогие клипы и желание попасть на Mуз-ТВ и MTV - это шаблонность. Потому что там представлены работы отечественных представителей...
Князь: Нет, там именно западная культура...
Горшок: ...Из отечественных, которые там представлены - это, в основном, копирка. То есть попса использует тот вид, так сказать, музыкального искусства - то есть создание клипа я отношу к искусству, но то, что я вижу это шаблонная тема. То есть, ты себе набиваешь цену, рекламу делаешь. Клип - это самореклама, а не творческая работа. Вот, я бы работу над клипом, то есть над музыкальным полотном, определял бы как маленький фильм, но динамичный, как бы под стать музыкальному полотну и сюжету, изображенному в текстах. И мы будем снимать низкобюджетные клипы, именно низкобюджетные. Потому что выпендриваться - не перед кем. Шаблонность нам не нужна. А, если уж изобразить все наши фантазии, которые бы мы хотели излить, то тут бы никаких денег не хватило бы реально. Бюджет сценариев превышал бы многие, самое запонтованные клипы. Нам не надо золота и серебра, не надо высшего общества - одежд, так сказать, с париками, с этими, с платьями декольте! Понимаешь? С лосинами!
Князь: Однако, западные рок группы, как раз хочу сказать про зарубежное MTV, там превалирует, если не смотреть, что у нас попса - это самое доходное дело. Конечно, если бы нам была дана возможность, то мы бы делали реально киношные клипы. Но уровень пока что не позволяет. У нас сколько альтернативных каналов?

Один, наверное.

Князь: Ну, скажем два.

Ну да.

Князь: Сколько у нас хороших радио, одно, да? Сколько у них?
Горшок: А я хочу сделать более прогрессивное заявление! Скажем так, более продвинутое, с точки зрения самих же себя. Если всю жизнь оглядываться на то, что у них что-то есть, а у нас нету, то всю жизнь можно просидеть на одном месте, ничего не делая. Я считаю, что действительно нужно перестать оглядываться на запад, а ориентироваться по тем категориям, которые окружают нас. А реальность сейчас, в плане создания клипов - это делать низкобюджетное видео, но делать это со вкусом и отдавать на низкобюджетные каналы. И всё. И наша публика будет этим довольна,
А кто будет говорить, что «Король и Шут» создали какой-то дешевый клип, ну и пусть говорят! Какая разница? Всем никогда не угодишь. Шаблон есть шаблон, он в Африке шаблон. Хотя, в Африке шаблонов, наверное, меньше чем у нас.
Князь: Но нужно стремиться к одному - чтобы создать реальный клип.
Горшок: Я считаю, что стремление оно реально правильное, а вот создавать себе проблемы из того что у нас ничего нету подходящего, мне кажется не стоит. У нас есть и головы и ручки. Пишущие. Пишущие ручки и ручки с пальчиками. Эх, полюбите пианиста!

Какую речь сказали про клипы... А если каналы какие-то Вас номинируют? Вы вообще это отслеживаете или вам как-то... до лампочки?

Горшок: Голосования, розыгрыши, они имеют место в жизни нашей публики, вообще людей, которые голосуют за музыку, фанов и так далее. Они непосредственно таким образом утверждают свой вкус! Если я люблю эту группу, я буду за нее голосовать. Потому, что я считаю, что мой вкус - он хороший вкус, и я правильно выбрал. Говорите все, что хотите. Но вот я проголосую, и вы увидите, что вот таких, как я - много. Для многой молодежи это самоутверждение. И это правильно. Такие вещи должны присутствовать. Что касается наших музыкантов, в общем-то, мы многое уже повидали, и мы никогда не гнались не за какими призами, никакими премиями, никакими розыгрышами. Вообще нас, как рокеров, в принципе, уже опустили в России. Кто нас опустил? Нас опустили премии Муз-ТВ и премии MTV. Избирая на должность рокера, в номинации «Лучшая рок-группа года» группу «Звери» и «UMA2RMAH». И потом, вообще для «UMA2RMAH» я придумал бы отдельный стиль. И никому ничего доказывать не надо. Люди, которые управляют, заправляют рок-номинациями, они, в основном, сами в роке не шарят. А если шарят, то они понимают, как из рока выжить деньги. Поэтому, они и говорят, что вот это рок, а вот это попса. На этом роке мы деньги зарабатываем и на всем мы деньги зарабатываем. А те, на ком мы деньги не зарабатываем, мы не знаем, кто это такие. Андеграунд - мы не знаем, кто такие. Поэтому, любые имена, которые развиваются вне этой хренотени, они более настоящие, они - несущие группы. Чем больше таких будут прорываться, тем лучше. Но прорываются мало. Надо иметь какую-то самобытность, оригинальность, чтобы пробится.
Князь: Мы же Петра Первого любим, допустим! И у рокеров есть такая тема, как «пробить окно в Европу». Не забываем, что это связано не только с экономикой, но и с культурой. Взять человека, ...есть такой режиссер, не буду называть имя. У него целая фирма. Но он дуб дубом! Он снимает всякую определенную попсу. Все связано с его культурой. Что он читает? Что он, допустим, слушает? Вот и все! Почему-то, да! В России всегда так было. Есть способности, а нету денег. Как говорила Алла Пугачева «Талантливый пробьется сам, а парашу я буду вот так показывать, в театр ее. Пусть они все и выступают!». А талантливые - пофиг! Вот тогда были группы андеграунда - «Кино» и «Алиса», да?
Горшок: Многие думают, что талант - это что нужно увидеть, открыть и развить. Все правильно. Но это большая ответственность - открыть именно такого человека, который этим талантом и обладает. Потому что если человек в себе ощущает талант, он должен в себе его развивать и проходить очень много стадий для того, чтобы его выразить. Потому, что, если тебе всё на блюдечке принесли, ты не разовьешь ничего. Ты будешь больше демонтировать какие-то бездарные свои аспекты, нежели талант, который в тебе сокрыт. Человек должен развиваться посредством своего пота и крови, понимаешь? И талант таким образом пробивается. И тогда это - настоящий талант. Потому что, действительно, настоящий талант пробьет себя сам. Это будет правильно! Потому, что среди кучи бездарных людей, один талант он пробьется, его увидят, заметят, каких бы трудов это ему не стоило. Бездарный человек в следующий раз развернется и скажет «Да зачем мне это надо?! Я могу и гвозди ногой заколачивать». Зачем тогда его подымать и показывать бездарность?
И что с этим делать? Притом, что огромное количество народа «бездарность» с большим удовольствием потребляет?

Горшок: Тема понятна, потому что, если бы сейчас были на канале Муз-ТВ, а там, как-раз-таки никого не интересует культурное развитие России. Больше интересует современная мода, мигалки, мигающие огни, танцы и ритмы. И вообще не надо, ребята, заморачиваться на счет музыки. Слушайте ее и всё. Если она не напрягает мозги, если она просто звучит в такт вашему телу, вашим телодвижениям. Если она легко ложится на мозги, значит, все нормально. Хорошо выполнен клип. Девочка себя показала. И попка есть и улыбочка ничего. И все такое. А вот культуру требовать от развлекательных каналов смысла нет никакого. Вот если есть рок-радиостанция - отлично! Одна? Отлично! Значит, есть одна, но эта одна, но она есть! Если есть рок канал телевизионный один, тоже ничего! И это все есть! И в городах. И эта та ниша, которая на наших плечах. Какой смысл родходить к людям, которые имеют какую-то власть в шоу-бизнесе и говорить: «Вот ты же любишь рок! Почему ты ставишь такое г***о?» В любом случае человек тот скажет «Да, я люблю, но это Россия! Наша действительность! Посмотри на людей, которые здесь живут».
Князь: У него опутаны руки.
Горшок: Фактически да, если его спросить, скажем: «Хотел бы ты, чтобы всё сейчас изменилось, и люди стали слушать более качественную музыку?» Кто-то бы сказал: «хотел», а кто-то бы почесал своё брюхо: «Посмотри, сколько я наел на этой попсе, меня всё устраивает».

Давайте немного передохнём, это тема серьёзная... А вы щекотки боитесь?

Князь: Моей щекотки боишься?
Горшок: Нет, не боюсь. Совершенно пофиг!
Князь: Ага, ребро отламываешь - щекотно будет? (смеётся)
Горшок: Не, когда меня девчонки щекотят - я реагирую.
Князь: Да?
Горшок: Да! И очень отрицательно реагирую, когда меня щекотят не девчонки!
Князь: Хорошая информация, хорошая информация! Надеюсь, девочки, которые придут на концерт, услышат эту информацию и постараются сделать всё, чтобы воплотить её в жизнь.

Угу, отловят, свяжут по рукам и ногам...

Горшок: И будут щекотать меня.
Князь: Поймите: начнёте щекотать Михаила, и он весь ваш! (смеются)
Князь: Ведь щекотка, она располагает к себе.

Тут просто есть ещё повод для большого праздника - 10- летие нашей любимой радиостанции! Помните ли вы что-нибудь о доисторических временах НАШЕго Радио, каким был ваш первый приход сюда?

Горшок: Сейчас здесь очень хорошо, и тогда тоже было ...
Князь: Нет, понимаешь, у нас в прошлом ничего нету. Мы с Михой живём одним днём. Грубо говоря, вчерашнее надо позабыть, это старая одежда! Нафига таскать её повсюду?
Горшок: О, красиво скажу: мы не на «Мерседесах» сюда добирались, мы медленно сюда шли пешкодралом!
Князь: Да, было красиво-о-о-о-о.

Беседовала Дарья Шаповалова

наше.ру