Король и Шут

Статьи Интервью

« вернуться к списку

Презентация мюзикла TODD в Государственном Театре киноактера
08.11.2012

Суини Тодд. История этого кровожадного убийцы-парикмахера насчитывает уже больше ста лет. Кто он? Это городская легенда Великобритании? Или вымышленный герой из сказки, призванной попугать маленьких детишек? А может быть это реальная история лондонского маньяка, обезумевшего от жажды мести? Споры на эту тему не прекращаются и по сей день. Этот персонаж настолько интересен и трагичен, что он нашел свое отражение и в сюжетах лондонских книг, и в фильме-мюзикле культового Тима Бертона «Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит».

Неудивительно, что питерской панк-команде Король и Шут, славящейся своей любовью к «историям-страшилкам», мрачная легенда про Суини Тодда тоже пришлась по вкусу. Несколько лет в головах музыкантов вынашивалась идея создания зонг-оперы про маньяка-парикмахера, шаг за шагом превращаясь из мысли в полноценную постановку в стенах Государственного Театра киноактера. К созданию мюзикла были подключены опытные постановщики, аранжировщики, художники, танцоры. За режиссуру взялся Александр Устюгов, а постановку мюзикла осуществила продюсерская компания Театральное дело. Были сконструированы декорации, пошиты костюмы, была проведена огромная работа над подбором и созданием образов героев.

И наконец, 6 ноября состоялся долгожданный пресс-показ зонг-оперы Тодд.

То, что посчастливилось увидеть зрителям на сцене иначе, как невообразимым коктейлем, не назовешь. Вы представляете как вписать панк-рок в рамки театра? Правильно, его туда и не вписать. Эти рамки были беспощадно раздвинуты, пересмотрены, скорректированы и откинуты прочь. Готовьтесь к необычному представлению, где сочетается несочетаемое, где творчество объединяет все жанры и выдает абсолютно новое, до этого времени никогда не виданное в нашей стране.

Начнем с декораций. Старого Лондона вы не увидите. Справа и слева на сцене расположилась красная кирпичная стена, изрисованная надписями «anarchy», черепами и ликами людей. Пирожковая лавка Ловетт преобразилась в современное кафе с высокими столиками, а цирюльню, соответственно, воздвигли аккурат над ней на втором этаже, дополнив белым окошком. Музыканты группы Король и Шут расположились позади, чуть сбоку сцены, на трех уровнях железной конструкции, похожей на гигантскую клетку. Очень запомнилась и осовремененная мясорубка, сконструированная из железного мусорного бака, разукрашенная ярко-красным цветом и появляющаяся на протяжении всей зонг-оперы в самые «кровавые» моменты. Кстати, насчет этих самых кровавых моментов. Многие интересовались : «А будет ли там кровища, кишки и мясо?». Так вот, нет, никаких ужасов в прямом смысле этого слова вы не увидите. Сцены расправы сопровождаются характерным звуком «ранящего» лезвия и игрой света. Даже бутафорской крови не будет. Хотя пирожки от Ловетт появляются на сцене вполне себе натуральные.

Актеры, изображающие жителей современного Лондона, на сцене предстают в самых разнообразных панк-нарядах. Это и штаны в красную клеточку, это и множество заклепок, кожаных деталей, разорванных маек, безумных начесов, ирокезов и яркого зомби-макияжа. Главная роль убийцы-парикмахера досталась Михаилу Горшеневу (лидеру коллектива Король и Шут). Он отлично вписался в образ мрачного, сдвинутого на идее мести цирюльника. А ведь Михаилу пришлось нелегко: отсутствие опыта игры в театре, параллельные гастроли группы, нелегкие вхождения в образ, зазубривание текстов и даже нервные срывы. На сцене еще чувствуется некая скованность Горшенева, привыкшего к иному взаимодействию с публикой на концертах, но образ Тодда пойман удачно. Ловетт, единственная сообщница Суини, появляется перед зрителями в образе эдакой уличной красотки, слегка сумасшедшей, но безумно влюбленной в главного героя и мечтающей провести с ним всю оставшуюся жизнь. Очень яркий образ и у мясника, по сюжету написавшего донос на Суинни: длинные сальные волосы, касающиеся плеч, усы, плавно перерастающие в бороду и безумные глаза, сразившие многих на показе. Осторожно, эта безуминка преследует мысли еще некоторое время после окончания представления. По сюжету в зонг-опере появляется еще одна фигура - это священнник, удочеривший дочку Тодда, но впоследствии даже это не спасает его от насильственной смерти. Судья относительно молод и не вызывает у зрителя должного чувства отвращения, но в конце, когда он погибает, на сцене разыгрывается целое шоу. Он появляется на втором этаже, где находится цирюльня Тодда в белой смирительной рубашке с огромными рукавами. Жители-тени спускают его в мясорубку на первый этаж со второго, держа и растягивая в разные стороны эти рукава, подобно распятию, что смотрится нереально эффектно.

Отдельного благодарного слова заслуживают рассказчики Александр «Ренегат» Леонтьев - гитарист группы Король и Шут и Ирина Епифанова. Появляясь незаметно, но не оставаясь незамеченными, они соединяли все кусочки зонг-оперы воедино своими шикарными голосами.

Танцевальные и хореографические номера, представленные в необычной и красивой смеси паркура и балета могут стать практически самостоятельным шоу. Один только горизонтальный проход по стене девушки, нарушающей все законы физики, чего только стоит. Для каждого смыслового фрагмента оперы у танцоров был подобран особый наряд: от разорванной одежды уличных бродяг до бархатных платьев посетителей бала у Судьи, от распутных девиц до монахинь. Паркурщики удивили владением своим телом, прыгая и вскарабкиваясь на сконструированные препятствия, добавляя динамики в постановку.

Зонг-опера Тодд - одно из самых долгожданных событий уходящего года. Она еще слегка сыровата, но это пока. То, что представили музыканты группы Король и Шут, совместно с огромной труппой в 40 человек - это поистине значимый, интересный и неожиданный момент в искусстве как таковом. Эта постановка находится за границами ваших ожиданий, за границами ваших представлений о том, как должно быть. Упорядоченная анархия, балетный паркур, панк-рок в театре, не укладывайте эти мысли в своей голове, а просто приходите посмотреть, как это сделала команда профессионалов.

Екатерина Жирова, портал MUSECUBE